14 июля 2017 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева состоялось открытие уникальной выставки – «Неизвестный Ходжа Ахмет Ходжиков. 1910-1953», на которой представлено творчество одного из  первых национальных мастеров, внесшего своим талантом и трудом  значительный вклад в становление изобразительного искусства  республики.  Экспозиция также посвящена 80-летию со дня начала массовых политических репрессий. Персональная выставка художника организована впервые и представляет более 70 произведений из фондов музея, частных коллекций.

Биография художника коротка, но наполнена значимыми событиями. Ходжа Ахмет Конгырходжаевич Ходжиков родился в Кзыл-Орде. Родители: отец – Конгырходжа, учитель, мать – Латифа, народная мастерица, всячески поддерживали творческие устремления своих детей. Ходжа Ахмет и его три брата внесли огромный вклад в развитие практически всех видов искусства в республике, стали известными художниками, кинорежиссерами, скульпторами.

Талант Ходжа Ахмета проявился достаточно рано. Окончив школу в 1926 году, он сразу же получает от 

Народного комиссариата просвещения Казахстана khodzhikov 2направление в Москву на курсы при Всесоюзных художественно-технических мастерских. Художественная жизнь в столице в эти годы особенно интенсивна и насыщена. У Ходжикова появляется возможность соприкоснуться с наиболее прогрессивными и разнообразными проявлениями современного искусства. 

Х. Ходжиков начинает работать как график и живописец, сотрудничает с издательствами, журналами и газетами, оформляет детские книги и театральные спектакли, создает карикатуры на актуальные темы, преподает рисование в изотехникуме. Пишет стихи. Пульс нового времени, новой эпохи выразился в серии акварелей, созданных в 1935-1937 годах и посвященных людям, работающим на земле. Тема, казалось бы, устоявшаяся, типичная для 1930-х годов, но художнику удалось интерпретировать ее по-новому. Она была решена в необычной экспрессивной манере, отвечающей ритмам трудового процесса, а необычные цветосочетания – динамичные желто-оранжевые, различных оттенков голубые мазки, выполненные уверенной рукой, передают полноту бытия человека на земле.

Творческая активность художника была прервана арестом в 1937 году и ссылкой на 10 лет в Заполярье. В Алма-Ату он возвращается в 1943 году тяжело больным. Но включается в работу и принимает участие во всех выставках того времени.

В конце 1940-1950-х годов основная тема произведений художника связана с образом джайляу. Больше внимания художник начинает уделять горному пейзажу. Пастухи с собаками, пасущие отары овец, всадники на лошадях становятся источником вдохновения для создания акварелей, цвет в которых по-прежнему, несмотря на тяжелые жизненные испытания, звучит оптимистично, солнечные блики «рассыпаются» по всей поверхности листа. Кисть художника так же темпераментна, энергия и экспрессия творческого метода сохраняется.

Ходжа Ахмет Ходжиков был прекрасным рисовальщиком. При создании образа – ни одной лишней линии. Сохранилось несколько рисунков одного формата, возможно карандашные наброски будущих живописных композиций, так и не реализованных художником, в которых он ярко продемонстрировал и свое композиционное мышление, умение точными выверенными линиями изобразить и фигуру человека, и животных, и природную среду.

Судьба мастера сложилась непросто. Он рано ушел из жизни, не сумев реализовать свой дар в полной мере. Выставка впервые с такой глубиной и разнообразием представляет все аспекты творчества Ходжа Ахмета Ходжикова и способствует восстановлению памяти талантливого казахского художника-первопроходца.

Куратор - Галина Сырлыбаева