Кармен-Сюита
балет в одном действии
либретто и хореография А. Алонсо по новелле П. Мериме
Сюжет новеллы Проспера Мериме идеально подходит для балета. Не случайно еще в 1846 году, уже через год после появления новеллы в печати и почти за 30 лет до премьеры оперы Бизе, Мариус Петипа поставил в Мадриде одноактный балет «Кармен и тореадор», имевший огромный успех.
Идея постановки «Кармен-сюиты» принадлежит великой балерине Майи Плисецкой, мечтавшей о роли Кармен.
«Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым. Начала с либретто. Решила увлечь своей затеей — чем черт не шутит — Шостаковича. Он мягко, но непреклонно отказался. Главный его довод был — „боюсь Бизе» — с полушутливой интонацией. Потом подступалась к Хачатуряну. Но дальше разговоров дело не ушло… И вот новое действующее лицо. В конце 1966 года на гастроли в Москву приехал Кубинский национальный балет. Шел спектакль, поставленный их главным балетмейстером Альберто Алонсо. С первого же движения меня словно ужалила змея. Это язык Кармен. Это ее пластика. Ее мир…»
Взяв за основу сочинение Бизе, Щедрин исходил не из новеллы Мериме, а из оперы, завоевавшей всемирную известность. Он сузил сюжет оперы, исключив показ жизненного фона, и ограничился конфликтами Кармен с Хозе и с обществом, условно названным «обществом масок». Выполняя, казалось бы, почти служебную задачу по просьбе любимой жены, Щедрину удалось создать яркое, насыщенное контрастами сочинение. «Кармен-сюита» исполняется на концертной эстраде не реже, чем на театральных подмостках.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Шехерезада» балет в одном действии на музыку симфонической сюиты
Либретто Александр Бенуа.
Хореография Тони Канделоро по мотивам Михаила Фокина.
На сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи» «О царе Шахрияре и его брате».
Новая постановка балета «Шехерезада» в КГАТОБ им.Абая служит доказательством понимания современных тенденций в хореографии, которые Дягилев продемонстрировал профессионалам и любителям классического балета своими «Русскими Сезонами» («Ballets Russes») в Европе. Подобные балеты с 1909 по 1929 годы явились символом авангардного движения в культуре ХХ века.
В творениях русского балета музыка, поэзия, живопись объединяются вокруг танца, который впервые в истории хореографии играет фундаментальную роль в культурных и стилистических изменениях нового века.
Париж был поражен сценическими идеями Леона Бакста. Его шикарные восточные мотивы очень сильно влияют на женскую моду и внутреннее декорирование домов и интерьеров. Русское искусство буквально гипнотизирует Европу.