Опере «Бал-маскарад», однажды, известным итальянским писателем Габриеле д’Аннунцио, было дано великолепное определение: “самая мелодраматическая из мелодрам”. Отчасти такое определение было адресовано работе либреттиста — Антонио Сомма, который превзошел всех предшествующих либреттистов Верди по смелости и яркости языка. Чувственность, блеск и унижение, человеческое легкомыслие и трагическое напряжение — все это создает настоящую “физически осязаемую картину”.

Во многом опера ярка благодаря прекрасному распределению ролей. Все нити ведут к графу Ричарду: ведь пока он жив, действуют и другие, пусть даже чтобы сокрушить его; когда смерть настигает его, все, и друзья и враги, цепенеют от горя. Граф очаровывает красавицу Амелию, благоприятствует заговору, бросает вызов смерти на поле казней. Он вкладывает нож в руку своего лучшего друга и назначает роковой бал, в котором принимает участие с непоколебимой верой в себя. Ричард виновен и обречён. Его мог бы спасти цинизм Дон-Жуана, но сущность его слишком чиста.

Опера «Бал-маскарад» Джузеппе Верди ознаменовала новый виток творчества композитора, став бесспорным шедевром оперного жанра.