Ставка акциза для местных поставщиков нефти топлива выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге. Для импортных поставщиков нефтепродуктов осталась прежней. Тем самым все усилия создать на рынке ГСМ конкурентную среду сводятся на нет – игроки должны работать в неравных условиях. Чем объясняется такая дискриминация?
Почему отечественные чиновники предпочитают поднимать экономику чужой страны, нежели развивать и поддерживать собственное производство и сохранять рабочие места? Вопросы пока остаются без ответа. Согласно официальной версии, повышенная ставка снимет с отечественных поставщиков нефти маржу, образовавшуюся после того, как государство перестало сдерживать предельные розничные цены на АИ-92/93. Однако, по мнению ряда экспертов, загвоздка в другом. В СМИ они озвучили предположения, что государству просто-напросто недостает денег в бюджете, поэтому сейчас всеми возможными способами изыскиваются дополнительные средства.
Других, реальных, причин для повышения акцизов, как считают эксперты, нет и не было. И приводят следующие доводы. Во-первых, год назад литр самой ходовой марки топлива продавался Казахстане по 128 тенге при цене «черного золота» в $102 за баррель. Сейчас нефть торгуется около отметки $40, а стоимость бензина осталась прежней. Если брать в расчет действующие курсы валют, то цена на АИ-92 и вовсе снизилась в два раза. Если в прошлом году литр топлива стоил 85 центов, то сегодня всего 40 центов. Более того, за два месяца, что АИ-92 провел в свободном плавании, цена на топлива не то что не поднялась, но в ноябре даже показала снижение на оптовом рынке на 3,8% – рынок работал по законам спроса и предложения. Во-вторых, цены на нефть за последний год упали на 55% – с $79 до $44 за баррель. А 16 ноября Brent и вовсе торговался на минимальной отметке за последние шесть лет – около $40. В-третьих, в оптовой стоимости топлива только 1% составляет доход трейдера. 61% – это цена производителя нефти, 22% – стоимость переработки, 16% – налоги. В общем, получается, что разговоры о сговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. А стоимость бензина после отпуска в «свободное плавание» складывалась по законам здоровой рыночной конкуренции.
Что делать производителям бензина в нынешних условиях? Казалось бы, все просто – надо поднять цены, тем самым компенсировав свои затраты. Но в этом случае отечественное топливо по цене будет неконкурентоспособным по сравнению с импортным. Из-за разной ставки акциза. Вот и выходит, что более чем двукратное повышение акцизов недропользователи должны компенсировать за свой счет. И это притом, что за последние несколько месяцев налоговая политика в отношении нефтяников уже ужесточилась. Напомним, с 1 октября тариф Атырауского НПЗ вырос до 20 501 тенге за тонну, ПНЗХ – до 14 895 тенге. С этого же момента на 10% увеличился тариф на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам.
Остается прибавить к этому, во-первых, высокую ставку экспортной таможенной пошлины на нефть – сегодня она равна $60 за тонну. Столько же, сколько в 2013 году, когда цены на энергоносители были едва ли не в два раза выше. Во-вторых, многолетний запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, которое не востребовано в
Казахстане большую часть года. В-третьих, с января 2016-го планируется оснастить резервуары производственных объектов производителей ГСМ, заправочные станции и нефтебазы контрольными приборами учета. По информации участников рынка, оборудование среднестатистической нефтебазы обойдется в $500 тыс. Вот и получается, что Казахстан не только в тучные годы снимает с нефтяников сверхдоходы, но и пытается «найти» их в сложные времена. Однако если нефтяники в сложившейся ситуации сократят производство или добычу нефти, что это вполне логично при сегодняшней налоговой политике, страна столкнется с еще большими сложностями. Ведь ни для кого не секрет, что нефтегазовый комплекс – основа бюджета и работодатель для немалой части населения Казахстана. Особенно в западных регионах страны. Помимо этого на него возложена обязанность по выполнению ряда социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры и так далее.
В общем, пока приходится только гадать – чьи интересы лоббируют отечественные чиновники, намеренно снижая ставку акциза для импортного топлива и создавая социальное напряжение разговорами о сверхдоходах нефтяников и предстоящим повышением цен на бензин? Пока вопрос остается открытым. Надеемся, что в ближайшее время услышим и ответы…
inalmaty.kz

Рынок ГСМ неконкурентноспособен из-за повышения акциза

Ставка акциза для местных поставщиков нефти топлива выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге. Для импортных поставщиков нефтепродуктов осталась прежней. Тем самым все усилия создать на рынке ГСМ конкурентную среду сводятся на нет – игроки должны работать в неравных условиях. Чем объясняется такая дискриминация?
Почему отечественные чиновники предпочитают поднимать экономику чужой страны, нежели развивать и поддерживать собственное производство и сохранять рабочие места? Вопросы пока остаются без ответа. Согласно официальной версии, повышенная ставка снимет с отечественных поставщиков нефти маржу, образовавшуюся после того, как государство перестало сдерживать предельные розничные цены на АИ-92/93. Однако, по мнению ряда экспертов, загвоздка в другом. В СМИ они озвучили предположения, что государству просто-напросто недостает денег в бюджете, поэтому сейчас всеми возможными способами изыскиваются дополнительные средства.
Других, реальных, причин для повышения акцизов, как считают эксперты, нет и не было. И приводят следующие доводы. Во-первых, год назад литр самой ходовой марки топлива продавался Казахстане по 128 тенге при цене «черного золота» в $102 за баррель. Сейчас нефть торгуется около отметки $40, а стоимость бензина осталась прежней. Если брать в расчет действующие курсы валют, то цена на АИ-92 и вовсе снизилась в два раза. Если в прошлом году литр топлива стоил 85 центов, то сегодня всего 40 центов. Более того, за два месяца, что АИ-92 провел в свободном плавании, цена на топлива не то что не поднялась, но в ноябре даже показала снижение на оптовом рынке на 3,8% – рынок работал по законам спроса и предложения. Во-вторых, цены на нефть за последний год упали на 55% – с $79 до $44 за баррель. А 16 ноября Brent и вовсе торговался на минимальной отметке за последние шесть лет – около $40. В-третьих, в оптовой стоимости топлива только 1% составляет доход трейдера. 61% – это цена производителя нефти, 22% – стоимость переработки, 16% – налоги. В общем, получается, что разговоры о сговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. А стоимость бензина после отпуска в «свободное плавание» складывалась по законам здоровой рыночной конкуренции.
Что делать производителям бензина в нынешних условиях? Казалось бы, все просто – надо поднять цены, тем самым компенсировав свои затраты. Но в этом случае отечественное топливо по цене будет неконкурентоспособным по сравнению с импортным. Из-за разной ставки акциза. Вот и выходит, что более чем двукратное повышение акцизов недропользователи должны компенсировать за свой счет. И это притом, что за последние несколько месяцев налоговая политика в отношении нефтяников уже ужесточилась. Напомним, с 1 октября тариф Атырауского НПЗ вырос до 20 501 тенге за тонну, ПНЗХ – до 14 895 тенге. С этого же момента на 10% увеличился тариф на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам.
Остается прибавить к этому, во-первых, высокую ставку экспортной таможенной пошлины на нефть – сегодня она равна $60 за тонну. Столько же, сколько в 2013 году, когда цены на энергоносители были едва ли не в два раза выше. Во-вторых, многолетний запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, которое не востребовано в
Казахстане большую часть года. В-третьих, с января 2016-го планируется оснастить резервуары производственных объектов производителей ГСМ, заправочные станции и нефтебазы контрольными приборами учета. По информации участников рынка, оборудование среднестатистической нефтебазы обойдется в $500 тыс. Вот и получается, что Казахстан не только в тучные годы снимает с нефтяников сверхдоходы, но и пытается «найти» их в сложные времена. Однако если нефтяники в сложившейся ситуации сократят производство или добычу нефти, что это вполне логично при сегодняшней налоговой политике, страна столкнется с еще большими сложностями. Ведь ни для кого не секрет, что нефтегазовый комплекс – основа бюджета и работодатель для немалой части населения Казахстана. Особенно в западных регионах страны. Помимо этого на него возложена обязанность по выполнению ряда социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры и так далее.
В общем, пока приходится только гадать – чьи интересы лоббируют отечественные чиновники, намеренно снижая ставку акциза для импортного топлива и создавая социальное напряжение разговорами о сверхдоходах нефтяников и предстоящим повышением цен на бензин? Пока вопрос остается открытым. Надеемся, что в ближайшее время услышим и ответы…
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Раскрытие темы
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Раскрытие темы
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать
Объявления
Разместить объявление в этом блоке Добавить
Ответственный за раздел
Бугаева Инна
Журналисты сайта InAlmaty.kz к вашим услугам.
Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Алматы больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!

Редактор - InAlmaty.kz:
Сот: +7(700) 978-78-36
Гор.: 978-78-36
Skype: news.inalmaty