• Главная
  • Приезжие в Алматы: Городские казахи на нас смотрят, как на негров
16:34, 25 марта 2016 г.

Приезжие в Алматы: Городские казахи на нас смотрят, как на негров

53-летняя Бахыт Кудайбергенова с мужем 17 лет назад приехали в Алматы из аула под Жаркентом. Перебивались случайными заработками и мирились с враждебным отношением местных жителей. Им удалось получить дом в новом микрорайоне «Шанырак», однако алматинцами не чувствуют себя ни они сами, ни их дети; городская культура до сих пор кажется им чуждой, пишет Esquire.kz.

По словам Бахыт, недавно в их семье произошло счастливое событие. Они получили госакт на землю и домовую книгу – теперь Кудайбергеновых имеет законный статус.

«Мы ждали этого события тринадцать лет. В 1999 году я с мужем и четырьмя маленькими детьми на руках решились продать свой дом в ауле под Жаркентом и переехать в Алматы. За дом выручили 500 долларов, здесь на эти деньги и времянку не купишь. Перебивались временными заработками, возили тачки на барахолке, торговали чаем и пирожками, жили в палатке на «самозахваченном» участке земли – там позже и построили дом», - рассказывает женщина

Она говорит, что до сих пор вспоминает те времена с содроганием и слезами. Тогда они жили в Алматы «на птичьих правах: ни прописки, ни работы, ни денег. Местные жители смотрели косо на приезжих, вспоминает Бахыт, называли аульными мамбетами, поэтому она их до сих пор не любит.

«Алматы делится между местными и приезжими на улице Райымбека. У многих наших соседей нет документов и социальной поддержки. В наших районах нет никаких условий для проживания, а власти даже боролись с нами, обзывая наше жилье «ненавистными мазанками», позорящими городской пейзаж. Так нам говорили начальники, когда приезжали на наши митинги», - говорит женщина.

Но пройтись по самовольным постройкам бульдозером так и не решились, отмечает она. Жалко, наверное, все-таки стало.

«А когда попытались – все закончилось трагедией. А кто виноват, разве мы? Я лично на все митинги выходила, но никогда никому ничего плохого не делала. Потом, слава Аллаху, по поручению Назарбаева для таких, как мы, создали новый Алатауский район. Здесь все неместные проживают», - продолжает женщина.

По ее словам, аким считает, что в этом районе проблем в 10 раз больше, чем в соседних. Женщина думает, что работа местного акимата сильно отличается от работы других, нелегко им приходится.

«Наш аким мне нравится – он похож на нас, аульных, и хорошо относится к нам. Понимает, что не от хорошей жизни мы переезжаем сюда. В селе нет работы, нищета. По телевизору показывали, что в Европе создают программы для поддержки приезжих из других стран (мигрантов. – Прим. Esquire.kz), а городские казахи на своих смотрят, как на негров», - говорит Кудайбергенова.

По ее словам, если бы в аулах были нормальные условия, оттуда бы никто никуда не бежал.

«Вот если бы вдохнули жизнь в наш аул: открыли бы цеха, развивали сельское хозяйство, дали бы нам свет, воду, делали бы праздники, как в городе, то мало кто уехал бы оттуда. Все мои знакомые перевезли пожилых родителей в город, потому что условия жизни в селе невыносимые: нет отопления, воды, газа. Попробуйте зимой, в мороз таскать ведрами уголь и воду и тогда поймете, почему к вам «понаехали», - говорит Бахыт.

Женщина считает, что ей очень повезло. А вот ее 65-летний сосед Жуматай даже положенную пенсию он не получает. Мужчина уже несколько лет обивает пороги чиновников, а пенсию ему так и не оформляют – нет документов и прописки. Хотя он с 1997 года живет в Алматы и является гражданином Казахстана, не оралманом и не иммигрантом.

Всю жизнь Жуматай работал на страну на стройках чернорабочим. А теперь с сыновьями ищет заработки на улице Рыскулова, на пятачке, который в народе называют биржей труда. Мужчина это место называет иначе – «большой дорогой».

«Сегодня удача отвернулась от них – за день ни одного заказа, вернулись домой без денег, расстроенные. Видели бы вы их, тогда, как и я, расстроились бы. Хотя кто знает, у вас городских что-то с сердцем случилось, черствые вы. А я каждый день вижу это и переживаю: мужчина без работы – это страшно. Глаза у них становятся потухшие. У меня сердце начинает болеть, как вижу. Женщин не так жалко, женщины все вынесут, а мужчины быстро ломаются, гордость у них», - говорит Бахыт.

У Жуматая в семье 14 человек, и все они живут на 25 квадратных метрах, продолжает рассказ женщина. У них был большой дом, но его затопило со всеми документами во время проливных майских дождей. Ему с женой приходится спать на улице, под навесом, сын недавно женился, привез келин, и в доме совсем тесно стало.

«Что там говорить, чужие мы, у нас другое воспитание, другой уровень жизни, мы переехали сюда из аула и многого не знаем. Успокаивает одно – вокруг живут единомышленники. Мы селимся компактно и перенимать городскую культуру нам нет необходимости. Чуждая она нам. Мы вместе отмечаем праздники, делим радость и горе, решаем проблемы. Здесь свои правила, свои надежды», - утверждает Кудайбергенова.

По ее словам, приезжие живут в этом районе, здесь же работают и в гости ходят к соседям. Тут вся их жизнь, и выше Рыскулова они не поднимаются. Нет нужды. Может, поэтому Бахыт и не чувствует себя городской.

Даже дети, у которых больше шансов стать настоящими «городскими», недолюбливают местных, говорит женщина. Ее младшая дочь Карлыгаш – ей 19 лет – в этом году закончила педагогический колледж. Полученные знания она теперь закрепляет на практике, в акимате Алатауского района. В свободное время выезжает с друзьями «в город», Алматы ей очень нравится, но вот алматинцы ­не очень.

«В колледже у нее появилось много друзей, но все они тоже приезжие, местные им не особо нравятся, из-за высокомерия. Карлыгаш говорит, что не хочет быть такой, как алматинцы: пить, курить, ходить по ночным клубам. Алматинская молодежь испорченная, а моя дочь не такого воспитания», - рассказывает Бахыт.

Она говорит, что к ним иногда приходят из объединения «Шанырак», Куат Ергалиев часто навещает. Он учит их, что в нашей стране две разные культуры – городская и аульная, и это только наша особенность, в Европе или Америке между горожанами и сельчанами нет такой большой разницы. Нам тоже надо развивать деревню, сельские жители не должны отличаться от городских, ну хотя бы не так сильно.

«Куат тоже из аула, говорит, раньше не чистил зубы каждый день, мылся в бане один раз в неделю. В селе гигиена другая, там не намоешься, не разбежишься. Но приехав в город, он тоже начал каждый день принимать душ, перенял и другие привычки… В общем, озiнше (весь из себя. – Прим. Esquire), городской стал», - говорит Кудайбергенова.

По ее словам, он и всем переселенцам советует не только жаловаться на «противных горожан», но и самим подстраиваться. Говорит, надо понимать, тут тебе не аул, здесь другие правила жизни.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#гастарбайтеры #антисанитария #алматы #живут #inalmaty
Объявления
live comments feed...