На штандартах АЗС будут красоваться цифры от 142 до 158 тенге за литр АИ 92

В стране, по самым скромным подсчетам, зарегистрировано 5,6 миллиона автомобилей, из которых две трети — это транспортные средства старше десяти лет, а половина — старше пятнадцати. По оценкам специалистов, на ходу около трех миллионов, при этом каждый четвертый в стране за рулем.
Примерно так выглядит статистика, но, как обычно, она не учитывает самого главного — за право ездить по хорошим дорогам и заправляться дешевым бензином платит каждый взрослый гражданин, и почему так происходит, стоит разобраться.
Но для начала о текущей цене на бензин. Сейчас очень много споров о справедливости расценок, о том, что стоимость не соответствует уровню жизни и доходам граждан, а также отсылки к тому, что нефть подешевела более чем вдвое, а значит, и нефтепродукты должны подешеветь. С точки зрения обывателя, вполне справедливые ожидания. Стана есть, нефть есть, заводы есть, а цена на горючее растет. Правда, с точки зрения рынка, все наоборот. Бензин должен дорожать куда быстрее, чем сегодня. При этом можно быть абсолютно уверенным, что уже в ближайшее время на штандартах АЗС будут красоваться цифры от 142 до 158 тенге за литр АИ 92. В имеющейся системе координат именно такая цена кажется оптимальной — 45-50 центов за литр. При этом важно понимать, что в бензине нефть составляет не более чем только треть стоимости. Основная ее масса приходится на производство, налоги и транспортировку. Так называемые доходы АЗС мизерны, и их можно даже не брать в расчет.
По порядку. Подешевевшая нефть в перерасчете на тенге, наоборот, выросла. За три года национальная валюта обесценилась, более чем вдовое, а нефть товар, стоимость которого формируется рынком и в валюте. Конечно, можно обязать продавать по старым ценам, что, впрочем, и делается, но это потери, о которых чуть ниже. Налоги также выросли. После того как государство отменило предельную цену на топливо, акцизы моментально пошли вверх, и это не последнее повышение. В связи с ухудшающейся экономической обстановкой, налог будет только расти. Стоимость переработки. Тут, помимо естественного роста вслед за инфляцией, появились новые источники проблем. Государство настояло на модернизации производств, это огромные деньги, которые пришлось занять на открытом рынке и не в тенге. Работы еще даже не закончены, а долг уже вырос вдвое. И вот почему.
Бензин, в отличие от нефти, мы не экспортируем, более того, мощности трех крупнейших заводов на севере, юге и западе не хватает, чтобы обеспечить продукцией страну даже на две третьих. Таким образом, весь объем продается на внутренний рынок и в тенге, а долги и сырье — в долларах. Государство жестко контролирует рынок ГСМ, считая его сферой политического интереса, получая таким образом нешуточные дивиденды, хотя население этого и не ценит. Точнее не понимает, что если все делать по справедливости, включая налоги, то цена за литр будет 210-220 тенге.
Эксперты давно призывают Минэнерго отказаться от профанации — гласного и негласного регулирования цен. Держать их бессмысленно и очень накладно, при этом выгодоприобретатель, узкая группа граждан 2-3 миллиона человек, а убытки, по сути, несет все население страны. В 2016 году спор между чиновниками и гражданским обществом достиг апогея. Министерство доказывало, что причин для повышения цен нет, тогда как ситуация говорила об обратном. Кстати, сегодня все доводы ведомства, оправдывающие рост цен, повторяют те самые, что были озвучены экспертным сообществом. Это и дефицит на фоне низкого собственного производства, и нелегальный переток в Россию на фоне диспаритета цен, и выросшие налоги, и просто желание владельцев АЗС не разориться.
Как говорилось выше, Казахстан нес и несет убытки, от политики сдерживания цен. Как? Обязывая продавать по заниженным ценам часть добытой нефти на внутренний рынок, мы недополучаем налоги, субсидируя тем самым автолюбителей. В таблице видно, что самые большие потери страна несла в годы, когда нефть стоила дорого.

Прибыль/(убыток) недропользователей

2014 г.

2015 г.

2016 г. (ожид.)

Средняя цена на внутреннем рынке, тенге/тонна

45 493

32 191

29 639

Себестоимость добычи нефти

21 138

21 667

21 870

Транспортные расходы и НДПИ

2 363

8 146

10 038

Прибыль/(убыток) от реализации на внутренний рынок, тенге/тонна

21 992

2 978

(2 269)

Объем поставок на НПЗ РК (искл. Caspi Bitum), тыс. тонн

14 795

14 155

13 648

Прибыль/(убыток) от реализации на внутренний рынок, млн тенге

325 368

33 666

(30 965)

Конечно, в стране агрессивно воспринимают любое повышение цен на топливо. По мнению обывателя, бензин должны раздавать вообще бесплатно, если страна добывает нефть, но вот беда — даже саудиты, на которых чаще всего ссылаются, начали поднимать стоимость горючего на заправке и вводить налоги. К сожалению, общество считает, что во всем виноваты нефтяники, но они и так достаточно жертвуют в пользу сохранения стабильности на внутреннем рынке. Компании не могут работать в убыток долго, не учитывая инфляционное давление, в конечном итоге это отражается на их операционной деятельности.
Важно понимать, что все игры с дешевым бензином встали нам в копеечку. Только текущая реконструкция действующих НПЗ обойдется в 4,5-5 миллиардов долларов. Недополученная прибыль за последние 10 лет в виде налогов и сборов — ну никак не меньше 15 миллиардов долларов, даже если просто ориентироваться на результаты за 2014 и 2015 годов.

Недополученная прибыль

2014 г.

2015 г.

2016 г. (ожид.)

Недропользователи

386 593

176 329

574 697

Государство (налоги)

679 863

451 975

339 067

Нац. Оператор (транспортировка)

155 397

166 032

215 770

Недополученная прибыль, млн тг

1 221 854

794 336

1 129 534

Все эти деньги вылетели в трубу. Никто и не потрудился объяснить, что иждивенчество дорого обходится стране, что создай мы правильный вектор развития, эти ресурсы можно было потратить куда эффективнее. Более того, никто не учитывает изменений технологического уклада. Если смотреть на то, куда движется мировой автопром, то средства, выделенные на реконструкцию отечественных НПЗ, потрачены зря. Можно было все это время покупать российский бензин и не инвестировать в отмирающий сектор, тем более, что цены у соседей были достаточно приемлемыми.

Даже представить сложно, сколько потеряла страна на решении вопроса обеспечением бензина всего трех миллионов автомобилей за 15 лет высоких цен на нефть. И ведь достаточно было принять для себя решение, отдать топливо на откуп рынку, а не вмешиваться в естественные процессы формирования цены на рыночный товар. При правильном балансе антимонопольного законодательства и налоговой политики очень многие вопросы отпали бы уже давно. Общество никогда не будет довольно повышением цен, особенно если оно даже не понимает, что ни о каком повышении и речи не идет. Тепличные условия, созданные государством за счет общих интересов, устраивают это самое меньшинство и менять статус-кво никто не хочет. Но, судя по всему, придется.
бензин дорожает казахстан
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Раскрытие темы
(0 оценок)
29 просмотров в ноябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Полиция Алматы прокомментировала, когда начнут штрафовать за превышение средней скорости, передает inAlmaty.kz. С 1 декабря текущего года в силу вступит данное нововведение. Штрафы начнут выписывать уже с того же дня.  Отметим, что в городе не были установлены новые камеры, а лишь добавлены дополнительные функции к существующим. Напомним, камеры с помощью специальной формулы будут высчитывать среднюю скорость автомобиля по всему маршруту движения.
Культура
В мультимедийном центре Алматы идет постоянный показ фильма, посвященный золотому голосу Казахстана, народному артисту КазССР и СССР, лауреату государственных премий СССР и КазССР Ермеку Серкебаеву, передает inAlmaty.kz со ссылкой на Управление культуры и архивов. В фильме показаны история музыки, оперы и балета, театра и кино на примере творчества легенды Казахской ССР. Ермек Бекмухамедович выдающийся казахский оперный певец, внесший неоценимый вклад в ра...
Общество
Пользователь социальной сети Facebook Павел Александров опубликовал у себя на странице социальный опрос, касающийся экологии Алматы, передает inAlmaty.kz. Павел Александров, по информации с социальных сетей, измеряет уровень загрязнения воздуха в городах Казахстана, устроил на своей странице интересный опрос.  Опрос за 2 часа собрал более 500 проголосовавших и около 100 репостов. 96% поддержали идею перевести угольные ТЭЦ на газ, и всего-лишь 4% согласны п...
Общество
В Алматы по автобусным полосам снимают знак «Въезд запрещён». По выделенкам могут ездить не только автобусы и троллейбусы, но и такси, а также водители осуществляющие пассажирские перевозки, передает inAlmaty.kz  со ссылкой на Колеса.кз. Знак 3.1 «Въезд запрещён» убирают. Над автобусными останутся только знаки 5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» и 5.10.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», дублируемые разметкой «А» на асфал...
Криминал
Подозреваемым в убийстве Дениса Тена четвертый раз продлили арест, передает inAlmaty.kz. «Постановлением специализированного межрайонного следственного суда мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении Нуралы Киясова, подозреваемого в совершении преступления продлена до 15 суток, то есть до 3 декабря 2018 года», - сообщили в пресс-службе алматинского городского суда.  Постановлением суда мера пресечения в виде содержания под стражей в отношени...
Разное
На ГЛК Шымбулак 17 ноября открылась трасса "Азиада", передает inAlmaty.kz.  Открытие трассы "Азиада" стало самым ранним в современной истории горно-лыжного курорта.  Напомним, зимний сезон на "Шымбулаке" в этом году открылся рано.  Возможным это стало благодаря установке новых веток оснежения. Работу искусственного оснежения запустили 10 октября, обеспечивает снег - 40 пушек. Минимальная температура для производства снега -2 градуса. На сегодняшний день на...
Экономика
На Казахстанской фондовой бирже закончилась утренняя торговая сессия по иностранным валютам, передает inAlmaty.kz со ссылкой на KASE. В торгах принял участие 21 банк. По результатам торгов на спот-рынке: - средневзвешенный курс доллара США с расчетами T+1 в тенге (USDKZT_TOM) составил 367,40 тенге за доллар (+0,34 тенге), объем торгов – 70 700 тыс. USD (+29 900 тыс. USD); В обменниках курс доллара составил – 367,5-368,9 тенге.
Разное
По данным "Казгидромет" температура воздуха в Алматы снова плюсовая, передает inAlmaty.kz. Днем термометр покажет +2..+4, ночью 4..6, только теперь со знаком -. Осадков в этот день не ожидается.
Разное
В 127 киллометрах от Алматы произошло землетрясение, передает inAlmaty.kz со ссылкой на СОМЭ. Сетью сейсмических станций ГУ «СОМЭ КН МОН РК» 18 ноября 2018г. в 18 час 34 мин 08 сек Алматинского времени (18 ноября 2018г. в 12 час 34 мин 08 сек по Гринвичу) зарегистрировано землетрясение. Эпицентр землетрясения расположен в 127 км на юг от г. Алматы на территории Кыргызстана. Энергетический класс землетрясения 8.6. Магнитуда MPV 3.7. Координаты эпицентра  42...
Ответственный за раздел
Ольга Побойнева
инАлматы - сайт о жизни города, мы об алматинцах и для алматинцев!

Новости, события, происшествия - все то, что откликается в сердцах горожан, ваши волнения и тревоги, проблемы с которыми вы остались один на один и суета большого города, герои сегодняшнего дня и интересные судьбы людей живущих рядом. Мы о Вас и для Вас!

Журналисты сайта InAlmaty.kz всегда на связи - мы расскажем и вашу историю - пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях. Вместе мы сделаем наш город лучше!

Редакция городского сайта:
Сот.тел.: +7(700) 978-78-36
Городской номер: 978-78-36