Алматинцы могут стать наставниками для детей-сирот

Редакция InAlmaty.kz провела интервью с психологом и куратором проекта «Наставники» в Алматы Еленой Гендриксон. Елена рассказала, о чем и для чего проект и, что он дает детям и взрослым.

В чем суть проекта «Наставники»? Какова основная ценность для детей и взрослых, участвующих в программе? 

Проект Наставники был задуман изначально, по причине того, что подростки и юноши в детских домах, потому как они уже достаточно взрослые, практически не имеют шансов попасть в семью. В Наставниках было несколько направлений, одно из них это старший друг, который помогает в бытовых вопросах. Еще есть направление только корпоративного характера, где дети знакомятся с профессиями, и могут попасть в какую-то компанию, в которой человек будет именно как профессиональный наставник, возможно и трудоустройство будет.

Еще одно направление это коучинг. Коучер приходит и занимается с ребенком, показывает, как достигаются цели. Наше направление, оно считается основным, было основано по причине того, что по данным в странах бывшего Союза существует проблема возврата детей в детский дом, после чего дети, конечно, очень сильно травмированы, разочаровываются и в себе и в семье, и в отношениях. Возврат осуществляют не только какие-то незнакомые люди, но и члены семьи, дальние и близкие родственники, когда ребенок достигает подросткового возраста, и когда у него начинается тяжелый период, процесс бунта, ребенка возвращают.

По нашим данным в Казахстане каждый год возвращается в среднем около 250 детей, это по численности в размере двух-трех детских домов. По данным в России 10% детей выпускников детских домов кончают жизнь самоубийством, это еще сюда не входят дети, есть такие понятия, с неосознанным суицидом и психосоматическими заболеваниями. 40% становятся алкоголиками и наркоманами, и более 50% выпускников детских домов в последствие имеют детей, которых сдают в детские дома. Становятся успешными и выживают только около 10% детей.

Первое о чем задумались, у детей отсутствуют бытовые навыки, знание о профориентации, и возможности трудоустройства, это то, на что был направлен проект изначально. По опыту зарубежных коллег заполнение именно этих пробелов дают достаточно низкий процент эффективности. Проблема принятия новых знаний и применения их в жизни заключена в том, что дети относятся к себе и к миру искаженно, они не понимают «Кто я? Кому я принадлежу? Откуда я пришел? Хороший я или плохой? Чего я хочу от себя и жизни?», понимание своих эмоциональных импульсов, почему нам чего-то хочется или не хочется, почему что-то нужно, а чего-то мы не можем. Как управлять своими эмоциями, и как обращаться с самим собой, к сожалению, в особенности у детей в детском доме, нет таких психологических навыков, это то, что мы называем эмоциональным интеллектом.

Определение эмоционального интеллекта- это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию других людей и свои собственные, а так же умение управлять своими и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Раньше считалось, что какие-то определенные знания, интеллект, образ мышления, дают человеку возможность быть счастливым и реализованным в жизни. После долгих экспериментов, было выяснено, что интеллект никак не повлиял на чувство удовлетворения от жизни, чаще всего те, кто показывал средние показатели по IQ, они почему-то оказывались более успешными в жизни. В итоге нашли эту связь эмоций, эмоциональных состояний и успеха. Сейчас уже два года мы сменили фокус проекта, проекту уже три года. Наш проект об отношениях, о любви и работе над своим характером, цель проекта это создание длительных доверительных отношений между волонтером и подопечным, мы оказываем помощь не только подросткам, но и волонтерам в плане эмоционального интеллекта. Эмоциональная грамотность дает ответ на вопрос: что такое эмоциональное насилие над собой и окружающими, как его остановить.

Мы учим тому, что такое границы личности и где они находятся, это вопрос как раз таки ответственности и как с ней быть, где ее предел. Что такое любовь и близость и как их достигать в отношениях. Мы много говорим о честности и тактичности, как понимать и поддерживать себя и других. Очень важно для ребенка иметь своего взрослого, который с тобой рядом находится долго, в идеале конечно всегда, как и у нас во взрослой жизни с родителями. Поддержка и участие своего взрослого дает нам ресурс, ресурс личностной своей ценности. Все остальные навыки, прикладные, не сложные, это дело дней, недель, научить считать свои деньги, осуществлять грамотно покупки. Мы нацелены на то, чтобы дать эту внутреннюю опору. Когда она есть, когда «я - ценен»,  когда есть четкое понимание, что «я всегда хороший, чтобы я не сделал, как бы  я не ошибался, что большинство ошибок можно исправить, а если некоторые невозможно исправить то это опыт, у меня есть пространство внутри, чтобы  принимать какие-то новые вещи».

Как раз у детей этого пространства нет, система, потому как там так много детей, она в них всё это впихивает, решают все за них: что им есть, когда им спать, они до 17 лет лишь относительно самостоятельны. Не взращивают в них это знание самодостаточности, самоценности, нет этих навыков, поэтому выходя в мир, они чувствуют себя потерянными. У них внутри чувство, что «я какой-то не такой». В это очень большой вклад вносит общество, потому как детей из детского дома очень сильно жалеют, и они вызывают такую острую жалость у всех, реакция у людей эта естественна, но, к сожалению, у детей она оставляет такой отпечаток.

Представьте себе, что на вас всегда смотрят с такими жалобными глазами, какие-то тетеньки постоянно приходят, плачут, кто-то с выпученными глазами и натянутой улыбкой сует вам эти подарки, вы, конечно, начинаете ощущать, что с вами что-то не так. Один из важных факторов, мы учим волонтеров, уважать судьбу этих детей, уважать их личность. Жалость мы переводим в сочувствие, но мы признаем их силу и волю, фокус должен быть на силе. Потому как у детей которые выпускаются из детских домов нет этой силы, того чувства, что они сами справятся с этой жизнью. Наши наставники, через такие отношения, тоже начинают приобретать и понимать собственную ценность. 

Все ли дети-сироты могут принять участие в проекте? 

Принимают участие дети от 12 до 18, иногда 20, лет. Мы назначаем наставников подросткам, которые находятся непосредственно в детском доме и иногда есть некоторые наставники, которые по навыкам и внутренним ресурсам больше подходят для ребят постарше. 

Какие критерии к выбору наставника для ребенка? 

От 25 до 60 лет в основном. Мы, конечно, рассматриваем конкретного человека, каждого индивидуально. Общим правилом, наверное, является возраст - не ниже 25 лет. К нам приходят волонтеры, мы собираем заявки, мы приглашаем их на инфо-встречу, мы им объясняем, с чем они столкнуться, что они в первую очередь столкнуться со своими внутренними «драконами», со своими проблемами, болью, это неизбежно в общении с ребенком в проекте. Мы рассказываем, как это все будет выглядеть, обсуждаем все риски и, примерно, обозначаем каких душевных сил требует участие в проекте.

Причем эти душевные силы не какое-то короткое время требуется вкладывать, мы надеемся, что наставник будет долгое время с ребенком, а в идеале всю жизнь. Если люди решают, что они готовы пройти дальше, для них проводят четыре дня обучения, в течение месяца в школе Наставников. Там мы тоже очень глубоко окунаем их в те состояния, с которыми они столкнуться, с какими они встретятся трудностями. Если по истечении этих четырех дней обучения, человек все еще не передумал, и готов к принятию ответственности его приглашают на собеседование с психологом, он заполняет анкету, тесты.

И вот уже, если человек все прошел, и мы понимаем что человек достаточно ресурсен, ресурсом является глубинная мотивация, до которой тоже нужно добраться, важно чтобы человек был открыт к работе с психологом, был готов признать, что проблемы будут, открыт к разговору, психологическая мобильность.

Дальше мы коллегиально определяем, какой ребенок подойдет какому наставнику. Обсуждаем с наставником, присылаем ему видео из базы с подобранным ребенком или детьми (иногда бывает, что два-три ребенка подходят одному наставнику), мы даем наставнику возможность выбрать. И после наставник, выслушав историю ребенка, может сказать «да», или «моя душа к ребенку не лежит, может я смогу помочь другому ребенку», но такой случай всего раз был, обычно наставники проникаются и соглашаются сразу. Так же мы у ребенка спрашиваем, что вот есть такой взрослый он хочет быть твоим наставником, у тебя есть право отказаться. 

И если все согласны, то мы организовываем им встречу, вместе с координатором-психологом, и дальше идет процесс формирования пары «наставник-подопечный». Координаторы-психологи мониторят, ведут отчеты на протяжении всего процесса деятельности пары, наставники всегда рассказывают и обращаются в случаях неприятных и приятных моментов.

В случае, если у наставника возникают какие-то проблемы в общении с ребенком, мы отправляем его к психологу, он может пройти до 10 бесплатных сессий терапии. Это дает очень большую пользу в отношениях с ребенком, они выравниваются, все становится здорово. Так же дети проходят занятия с психологом. Один из ресурсов это эмпатия, возможность понимать и ощущать чувства других людей. У нас иногда приходят люди, очень эмпатичные, и все вроде здорово, но есть в прошлом какие-то не пережитые эмоции, горе, мы понимаем, что это может привести к разрыву пары, поэтому мы предлагаем таким людям вариант пройти терапию, даем им рекомендацию по поводу чего в психологическом плане требуется терапия, и вернуться уже после того в проект. 

Помимо карьерного знакомства с взрослой жизнью, верно ли, что дети также учатся бытовым аспектам: выбору продуктов питания, готовке, шитью и прочему? 

Бытовые навыки дети однозначно приобретают. Мы очень много говорим о финансовой грамотности. Наставники показывают детям, как нужно обращаться с деньгами. Навыки общения в социуме, этикет, как в стрессовых ситуациях люди себя ведут, это бонусом от общения наставник подопечный идет в копилку. А если эти дети еще занимаются с коучами и в корпоративном наставничестве - это вообще здорово. Корпоративное наставничество, это вообще с компаниями договариваются и туда приводят всех детей, которые попадают под критерии этой программы – это старшие школьники, и там назначаются какие-то люди, которые проводят презентации, потом дети могут приходить туда на стажировку, узнавать что-то новое.

Кто осуществляет основную материальную помощь проекту? 

В самом начале работы проекта в Алматы он был волонтерским, т.е. без оплаты работы координаторов. Но по мере развития проекта оказалось, что без координаторов, которые будут работать на постоянной основе и получать за это заработную плату, мы не сможем эффективно продвигаться. Первыми спонсорами проекта выступили члены Попечительского совета ОД «Ребенок должен жить в семье», а также фонд Дара, который является соучредителем проекта Наставники. Затем мы решили, что Фонд Дара будет реализовывать проект Наставники в г. Астана, а наше движение в Алматы. Первый грант мы получили от Фонда Первого Президента, мы смогли на эти средства разработать учебную программу и издать учебное пособие "Школа наставников". Затем мы получили спонсорскую помощь от компании КазТрансКом и мы смогли оплачивать в течение года не только работу координатора, но и психолога, который курировал пары "наставник-ребенок", чтобы оказывать и психологическую поддержку + тренеру Школы наставников.

В 2016 году спонсором нашего проекта уже выступил Корпоративный фонд развития социальных программ Самрук Казына Траст, мы выиграли грант в рамках их грантового конкурса. И на эти средства мы смогли работать в течение года в Алматы, в Астане и Караганде. Да, мы нуждаемся в спонсорах, так как количество наставников увеличивается и они нуждаются в поддержке со стороны психологов. Работа по рекрутингу наставников, проведение обучения, диагностика и собеседования (в рамках отбора), Клубы наставников, терапевтические сессии с наставниками и детьми - все это требует финансирования. И благодаря проекту Наставники мы смогли в Алматы запустить в прошлом году работу проекта Центр поддержки семьи и детства на базе ДД №1 г. Алматы и на базе СОС деревни г. Алматы. И те механизмы обучения и сопровождения наставников, которые мы смогли отработать в проекте Наставники, мы теперь используем и в работе с кандидатами в приемные родители и при поддержке приемных семей.

С какими основными проблемами сталкиваются наставники и дети, участвующие в проекте?

С самыми обычными, подростковыми. В основном самая большая проблема, что дети не знают, чего они хотят. Когда ребенка спрашивают «чего ты хочешь?» допустим, еду какую-то, вне пределов детского дома, они обычно отвечают «я не знаю, давайте буду тоже, что и вы». Им очень тяжело делать выбор. Именно из-за того, что у них нет ощущения безопасности, эмоциональной безопасности, принадлежности к семье, по этой причине им тяжело новое что-то воспринимать. Они отказываются от всего нового, места, еды, знаний, работы. Любые перемены для них выглядят, как что-то, что подорвет их безопасность. Тяжело им с новыми людьми, из другой среды. Чуть что не так они убегают от контакта. 

Игнорирование, упреки, критика, насмешки, подшучивание, это все является эмоциональным насилием. Если наставник это знает, вот избегая всего этого, он знает, как поддерживать ребенка. Еще одна распространенная проблема, есть люди, которые думают, что не нужно ничего ребенку нигде запрещать, нужно все время его поощрять, всегда говорить, что он молодец, перебарщивание приведет в обратную сторону. Ребенку обязательно нужны рамки и этому мы тоже учим. Главное хвалить ребенка за хорошие поступки как можно больше. Похвала должна относится к реальности. 

Бывали ли случаи, когда наставники из проекта привыкали к детям, и забирали их в семью? 

Да, конечно, случается это очень часто. У нас на самом деле многие наставники с удовольствием бы забрали к себе детей, но по каким-то причинам они просто не могут этого сделать. Это могут быть административные моменты, или банальная проблема с жилплощадью. Мы стараемся созидать привязанность между участниками всего проекта, теплоту, близость, но конечно, у кого-то она сильнее, у кого-то меньше. За время проекта, данные на декабрь 2017 года, ушли в семьи 22 ребенка, из алматинского проекта 8 детей. Сейчас еще четверо детей ждут отправления. Общее количество задействованных детей в четырех городах проекта 130. Нами проведено 15 школ наставников, обучено кандидатов в наставники 252, сформировано пар «наставник-ребенок» 99. Раз в месяц обязательно проходят клубы наставников, где они узнают что-то новое, обучаются. Выпущен учебник для наставников, который периодически обновляется, так же имеются видео уроки.  

Что должен понимать и помнить взрослый, который захочет принять участие в проекте? 

Мы сразу говорим наставникам, что это не просто волонтерство, ваша жизнь изменится, эти дети войдут в нее как часть вашей семьи. Это потребует очень больших затрат душевных сил. Наши наставники творят благо для себя,  и этим творят благо для ребенка. 

Вовлеченность будет постоянная. Вы приходите обрести родственника. Включаясь в этот процесс нужно помнить, что вся ваша жизнь изменится, изменится кардинально. Раз в неделю обязательно наставник должен появляться в жизни ребенка, приветствуется, что вы будете созваниваться. 

Мы учим наставников поддерживать себя сравнениями «как было и как стало сейчас», и если это было даже пол шажочка, то это прорыв. Здесь придется учиться довольствоваться малым и поддерживать себя.

Это долгосрочный проект, нужно много сил, и понимания что возможно будет мало отдачи. Нужно много раз подумать надо вам это или нет. Важно, чтобы вы действительно любили детей, по-настоящему, если ваша мотивация это научить  чему-нибудь, это прекрасная возможность и вы можете сразу говорить, что я хочу быть репетитором, но вот наставничество это не репетиторство. Вы приобретаете члена семьи. 

Конечно, есть очень большие плюсы, которые получает наставник от проекта: это возможность делать благое дело, делится своим теплом, чувствовать свою нужность, возможность бесплатно обучаться науке взаимоотношений с собой и миром, в частности с детьми, развивать эмоциональный интеллект, благодаря полученным знаниям улучшить качество жизни подопечного и свою жизнь, быть частью сообщества единомышленников, расширить сеть контактов, получить бесплатную профессиональную поддержку психолога при необходимости.

Расскажите самый запоминающийся случай в истории проекта.

В конце 2015 года к нам пришла девушка, и у нас был мальчик с очень непростым характером, очень умный, замечательный мальчишка, но очень эмоциональный, не умеющий управлять своими эмоциями, его эти эмоции захлестывают, и его поведение становится очень сложным. И его история очень сложная. Исходя из этой истории, происходят переносы на близких людей, дети сразу переносят все на наставников. Она, эта девушка, за целый год вынесла многое. Учитывая её собственный характер, характер человека привыкшего к порядку, этикету, настолько ей было тяжело и сложно. Это было видно. Мне казалось, что еще вот чуть-чуть совсем и она не выдержит. Целый год мы работали над тем, чтобы объединить их в эту пару, чтобы между ними возникло взаимопонимание, при этом он очень эмоционально к ней относился, рисунки рисовал, поделки, подарки всегда делал. Мальчик, который привык, что у него все в поступках, эмоциях, он очень сильно обижался, переживал. Для  неё это было очень большое испытание, она брала помощь у нас (психологов) несколько раз, столько над собой работала, очень серьезную работу над собой провела. Я вот, наверное, ею восхищаюсь так сильно потому, что именно для неё это было очень сложно. Ей пришлось перевернуть с ног на голову всё своё мировоззрение, научиться управляться со своими чувствами, а чувств там было очень много и разных. И где-то через год, только мальчик к ней привык. И вот случилось так, что тот детский дом, где он был, закрыли и его перевели в другой, и для него все началось заново. Эта травма от перемены места откатила все назад. И она дальше и дальше, и дальше, чтобы не происходило, продолжает ходить к нему, так же стойко продолжает его поддерживать, продолжает над собой работать. До неё у него не было такого человека, который всегда бы был рядом, не смотря ни на что, и это уникальный опыт для него, для них обоих. Мы очень надеемся, что он, видя это, примет для себя, что есть другие варианты развития этой жизни. На самом деле за период существования проекта было много потрясающих историй.

Все желающие помочь проекту «Наставники» материально, финансово, профессионально, в сфере обучения детей или любым  другим способом, все кто хотел бы найти нового члена семьи и помочь детям обрести старшего друга или дом, могут обращаться по номеру указанному на официальном сайте проекта «Наставники».

наставникиалматы проектнаставники детскиедома детисироты помощь обучение кураторство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Раскрытие темы
(0 оценок)
859 просмотров в августе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
В Казахстане планируют изменить порядок подготовки медицинских специалистов. В частности, будут сокращены сроки подготовки кадров по остродефицитным и востребованным специальностям, передаёт inAlmaty.kz. Об том новшестве сообщил Минздрав на своей странице в Facebook. «В настоящее время Министерством здравоохранения РК готовятся поправки в приказ «Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей». Проект поправок предусматривает при...
Еженедельная сборка для алматинцев
Редакция inAlmaty.kz делится советами по приятному и полезному времяпрепровождению на выходные. 24 августа (суббота) Концерты ПРОМЗОНА #4 в Алматы Самая масштабная вечеринка электронной музыки Jungle в Казахстане ПРОМЗОНА #4.Проект фестивалей электронной музыки ПРОМЗОНА, знакомит алматинцев с Лондонско-Ямайской музыкальной культурой. Фестивали проводятся в уникальном формате Лондонских вечеринок 90-х годов. Театры Магический спектакль: «В гостях у кролика...
Разное
Дождь с грозой ожидается 24 августа в Алматы, передает inAlmaty.kz со ссылкой на РГП "Казгидромет". Днем воздух прогреется до +24..+26 градусов. Ночью столбики термометра покажут +13..+15 градусов. В Алматинской области также возможны дожди с грозами. Днем температура воздуха составит +22..+27 градусов, ночью +13..+18 градусов.
Криминал
Подозреваемых в грабеже в особо крупном размере задержали в Алматинской области, передаёт inAlmaty.kz со ссылкой на пресс-службу областного Департамента полиции. В течение шести часов правоохранителям удалось по «горячим следам» задержать троих грабителей в Жамбыльском районе. 21 августа около 01:30 на автомойке трое мужчин, увидев, как 29-летний сельчанин рассчитывался с кассиром, решили его ограбить. Сначала подозреваемые потребовали чтобы он купил им пи...
Спорт
Широкоизвестный казахстанский спортсмен и общественный деятель Валихан Тен назначен внештатным советником по спорту акима Бахытжана Сагинтаева, передает vesti.kz. Тен является президентом Федераций пауэрлифтинга WRPF KZ и WPC KZ, официальным представителем WRPF в Казахстане, генеральным директором WorldClassAlmaty. С конца 2018 года - генеральный директор Казахстанской объединенной федерации смешанного боевого единоборства ММА. Также, имеет два высших обра...
Общество
У спасателей-кинологов прошли занятия, каждый в цепке со своей служебной собакой должен был десантироваться с воздуха, передает inAlmaty.kz со ссылкой на пресс-службу РОСО КЧС МВД РК. Несмотря на хорошую подготовку спасателей, предварительно они прошли инструктаж. Каждый выполнил несколько упражнений - сам спуск в сцепке с собакой и был на позиции выпускающего. Все спуски проходили беспарашютным способом: спасатели десантировались из вертолета по альпинист...
Общество
Предприятия теплоэнергокомплекса Алматы готовы к осеннее-зимнему периоду на 80%. В многоквартирных домах готовность к холодам составила 81%, передает inAlmaty.kz. В Министерстве энергетики прошло совещание по подготовке регионов РК к отопительному сезону 2019-2020-го года. Среди регионов с низкими темпами подготовки теплосетей, наряду с Западно-Казахстанской и Мангистауской областью был назван город Алматы. В этих трех регионах на текущий период отремонтир...
Криминал
Алматинец за один месяц украл два дорогих велосипеда, скутер и мопед, передает inAlmaty.kz Уголовное дело было рассмотрено в Ауэзовском районном суде города Алматы. Мужчине вменялась статья 188 ч.3 п.2 УК РК "Кража". Первый угон состоялся 4 мая. Подсудимый тайно похитил припаркованный велосипед немецкого производства стоимостью 70 тысяч тенге. Спустя два дня он повторил преступление. Мужчина совершил аналогичные действия, только в этот раз цена украденного...
Общество
В Управлении предпринимательства рассказали о местах и времени работы сельскохозяйственных ярмарок выходного дня в различных районах Алматы, передает inAlmaty.kz. Ярмарки с участием сельхозпроизводителей и фермеров проводятся в пяти районах Алматы каждую неделю в субботу и воскресенье. График их работы с 8 утра до 17:00 вечера. В Алмалинском районе ярмарка проходит на пересечении улиц Гоголя и Масанчи. В Ауэзовском районе - на углу проспекта Абая и улицы М...
Объявления
Разместить объявление в этом блоке Добавить
Ответственный за раздел
Жанар Комбаева
инАлматы - сайт о жизни города, мы об алматинцах и для алматинцев!

Новости, события, происшествия - все то, что откликается в сердцах горожан, ваши волнения и тревоги, проблемы с которыми вы остались один на один и суета большого города, герои сегодняшнего дня и интересные судьбы людей живущих рядом. Мы о Вас и для Вас!

Журналисты сайта InAlmaty.kz всегда на связи - мы расскажем и вашу историю - пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях. Вместе мы сделаем наш город лучше!
Телефон: +7 (700) 978 78 36