Народные танцы Казахстана: особенности и стили

Редакция InAlmaty.kz собрала для вас информацию о народных танцах казахского народа, особенностях, традициях и стилях национального танцевального искусства.

Танец, как и другие виды национального искусства, издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности.

Казахи обозначают  танец словом «би». Даурен Абиров – первый национальный профессиональный танцовщик и балетмейстер, основоположник казахского народно-сценического танца, находит очень метким и точным выражением его сущности.

Тематика народных танцев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся танцевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец ткачей), охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» — обучение охоте ловчей птицы), а еще танцы-состязания («утыс би»), сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»), пародии на животных («ортеке» — архар-прыгун, «тепенкок» и «кара жорга»,— бег иноходца и танец скакуна, «аю би» — медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр.

Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей. Казахи отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце. Например, «Кыз куу» – национальная конная игра казахов «Догони девушку»: в ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях. Девушку преследует юноша, пытается догнать и поцеловать ее.  

Некоторые стандартные позиции народного танца:

«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

Верхом хореографического мастерства считались различные пляски на конях – джигитовки. С малых лет казахи обучались этим навыкам. Считалось, что молодой казах должен был в обязательном порядке научиться:

  • Скакать на коне;
  • Плясать в седле;
  • Виртуозно управляться с национальным видом оружия и так далее.

В отличие от мужского энергичного танца, казахские женщины были более сдержаны в своих движениях. Не стоит забывать, что дамы вынуждены были строго выполнять мусульманские законы, поэтому и на публике они выступали достаточно редко. Несмотря на ряд строгих ограничений, классический женских танец смог разработать множество приёмов и па. Основным элементов таких танцев были исключительно руки и глаза. Жесты должны были отличаться плавностью и мягкость. Каждый переход между частями танца должен был сопровождаться неспешными движениями. В отдельных случаях казахские женщины танцевали с различными предметами.

Колорит казахского танца создается всей системой выразительных средств, где одновременно с музыкой и танцевальным текстом важную роль играют атрибуты  (бубны, домбры, кувшины, кнуты) и костюм. Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего. Крой одежды стандартны: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы. В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. 

Основные подвиды танца:

«Қара жорға». Рождение танца «қара-жорға» связано с наблюдением людей за необычным бегом иноходца, отличающимся рысью или галопом от других лошадей. Дробные переборы ногами, ритмический цокот копыт, покачивание из стороны в сторону головы, всплески гривы, раскачивание крупа создавали впечатление танца. Немалое значение имели вид наездника, корпус которого на обычной лошади сотрясался, а на иноходце покачивался в ритме шага, и наездник как бы танцевал, сидя на коне. Поэтому в танце «қара жорға» мы обнаруживаем движения, напоминающие бег иноходца и покачивание плеч.

«Ор теке» (козел, попавший в яму) — этот комический танец также рожден на основе наблюдений за повадками животных и носит шутливо-юмористический характер. В нем высмеиваются и поступки людей, попавших по своей глупости или нерадивости в смешное или безвыходное положение. Танец «ор теке» имеет три варианта: сольный, хороводно-игровой и кукольный. В этом варианте танцор больше использует выразительную мимику, движения, рук, плеч, шеи, чем движения ног. 

«Ұтыс би» (танец-состязание) — в этом танце, подобно акынам-импровизаторам, именитые танцоры-профессионалы состязались в мастерстве импровизации и в количестве известных им танцев. В момент танца один из джигитов неожиданно придумывает сложные движения: если его соперник не сумеет повторить этих движений, он считается" побежденным. Чтобы затруднить соревнование, исполнители постепенно повышают темп танца, доходя до очень быстрого.

«Аю би» (танец медведя). Юмористический танец, в котором изображаются встреча охотника с медведем. Оба застывают в изумлении, затем отрывисто покачивают корпусом вперед и назад, после чего, рассматривая друг друга, осторожно ходят по кругу.

«Бура би» (танец верблюжонка). Содержание этого танца так же как в «аю би» носит юмористический характер. Вор, увидев верблюжонка, сначала любуется им, а затем, приманив, пытается увести с собой. 

«Қаз-қатар» в переводе значит — гусиный ряд, вереница гусей. Танец навеян впечатлением от крупных красивых птиц, которыми народ всегда любовался. В танце девушки подражают гусям, лебедям, их движениям при полете, посадке, купании. Как рисунок танца, так и его музыка созданы на фольклорной основе.

«Қара қулақ» или «серік қулақ» (черные уши или парные уши) — веселый хороводно — игровой танец, который исполняется во время вечерних игр казахской молодежи на джайляу.

«Шалқыма» — в этом танце олицетворяется образ простой казахской девушки, искусной мастерицы изготовления кумыса.  Умением красиво носить торсық на плече, пленительно танцевать с ним, умением изящно разливать кумыс по пиалам и скромно почтительно им угощать — девушка чарует всех.

«Кылышпен би». Сценическая композиция посвящена мужеству казахских женщин, которые и в далеком прошлом, и в грозные дни Великой Отечественной войны с оружием в руках отстаивали счастье народа. В танцевальном образе девушки — батыра, в динамике ее движений преломляется народный темперамент, такие черты национального характера, как смелость и отвага.

Первые образцы сценического танца появились в музыкальном спектакле «Айман-Шолпан» (1934), операх «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер-Таргын» (1937) Е. Г. Брусиловского.

казахскиенародныетанцы танец казахскиетанцы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Раскрытие темы
(0 оценок)
1353 просмотра в январе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
В 2019 году в Жетысуском районе Алматы планируют запуск 5 инвестиционных проектов с общей суммой 5 млрд 610 млн тенге, передает inAlmaty.kz со ссылкой на пресс-службу акимата района.  Инвестиции в экономику района за 12 месяцев 2018 года составили 45,6 млрд тенге. В Алматы проходят отчетные встречи акимов 8 районов перед населением.  Жетысуский район, с населением более 165 тысяч человек и территорией 3 960 гектаров - один из крупнейших промышленно-торговы...
Общество
Прогноз погоды в Алматы на 22 января по данным "Казгидромет", передает inAlmaty.kz. Температура воздуха днем 22 января составит 0..+2 градуса тепла. Ночью термометр опустится до -4..-6 градусов. Осадков не ожидается.
Общество
С 18 по 20 января в дни празднования праздника Крещение Господне спасательные подразделения Комитета по ЧС МВД были переведены на усиленный вариант дежурства, передает inAlmaty.kz со ссылкой на Zakon.kz. Со ссылкой на официального представителя КЧС МВД РК Нурсултана Нурахметова. Департаментами по чрезвычайным ситуациям совместно с местными исполнительными органами проведены отдельные совещания и определены по стране 308 официальных безопасных мест на водое...
Общество
О состоянии пенсионных накоплений на портале egov можно узнать с помощью sms-сообщения, передает inAlmaty.kz со ссылкой на Zakon.kz. Новшество касается запросов через личный кабинет на портале электронного правительства. С 25 января 2019 года вступает в силу постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан № 288 от 19 ноября 2018 года, в соответствии с которым государственная услуга "Выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с уч...
Экономика
Средневзвешенный курс доллара по итогам утренней сессии KASE составил 378,79 тенге, передает inAlmaty.kz. Средневзвешенный курс доллара США составил 378,79 тенге за доллар, объем торгов – 16,25 млн долларов. В обменниках курс доллара - 378-379,5 тенге. В торгах приняли участие 17 банков.
Общество
Знаменитый арт-объект - алматинская "Белка", возможно, не будет разобран, а ее облик лишь претерпит изменения, передает inAlmaty.kz со ссылкой на МИА "Казинформ". Минувшим летом в центре Алматы возле Атакента установили гигантскую эко-инсталляцию - белку высотой 13 метров и весом 12 тонн. "В настоящее время организаторами ведутся переговоры с автором скульптуры "Белка" известным урбанистом господином Алексом Ринслером касательно возможного рестайлинга арт-...
Общество
С осени текущего года граждане Казахстана смогут получать госуслуги, подтверждая свою личность отпечатками пальцев вместо электронной цифровой подписи, передает inAlmaty.kz со ссылкой на Курсив. Об этом сообщил председатель правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов. «Для упрощения процесса получения госуслуг мы запустили новый механизм подтверждения личности услугополучателей. Теперь граждане могут получить услу...
Криминал
При получении взятки был задержан старший оперуполномоченный СЭР ДГД по Алматы, передает inAlmaty.kz о ссылкой на Zakon.kz. В Алматы была проведена спецоперация по задержанию сотрудника департамента госдоходов при получении взятки в особо крупном размере. Старший оперуполномоченный СЭР ДГД по г. Алматы Дархан Искаков был задержан при получении взятки в особо крупном размере – 500 тысяч долларов США. Операцию провели КНБ совместно с ВБ ГП РК. В данный момен...
Криминал
В Алматы мошенница обещала содействие в оформлении кредитов, но обещание так и не выполняла, передает inAlmaty.kz. В мегаполисе сотрудниками полиции пресечено преступления против собственности, а именно мошенничества с целью хищения денежных средств у пострадавших. «Злоумышленница при совершении преступления действовала типичными схемами, то есть, войдя в доверия пострадавших, занималась хищением денежных средств. Как установлено следствием, пострадавшим о...
Объявления
Разместить объявление в этом блоке Добавить
Ответственный за раздел
Ольга Побойнева
инАлматы - сайт о жизни города, мы об алматинцах и для алматинцев!

Новости, события, происшествия - все то, что откликается в сердцах горожан, ваши волнения и тревоги, проблемы с которыми вы остались один на один и суета большого города, герои сегодняшнего дня и интересные судьбы людей живущих рядом. Мы о Вас и для Вас!

Журналисты сайта InAlmaty.kz всегда на связи - мы расскажем и вашу историю - пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях. Вместе мы сделаем наш город лучше!

Редакция городского сайта:
Сот.тел.: +7(700) 978-78-36
Городской номер: 978-78-36