С четырех на два: почему в Алматы сложно полностью отказаться от автомобиля и сесть на велосипед

С четырех на два: почему в Алматы сложно полностью отказаться от автомобиля и сесть на велосипед, Святослав Антонов

Почему в Алматы хочется ездить на велосипеде или самокате, но большую часть времени приходиться выбирать автомобиль, рассказал inAlmaty.kz городской активист Диас Маратулы.

Диас Маратулы, inAlmaty.kz
Диас Маратулы, inAlmaty.kz

Диас начал пользоваться альтернативными видами транспорта всего три года назад. До этого в своих передвижения по городу он однозначно выбирал автомобиль. По словам Диаса, еще за 10 лет до этого он начал интересоваться урбанистикой и устройством городов после приезда в Казахстан известного московского блогера и урбаниста Ильи Варламова. Диас вел несколько городских пабликов, а год назад стал специалистом по коммуникациям общественной организации Urban Forum Kazakhstan.

«Меня заинтересовало, как устроены города, как работают в них транспортные потоки, и как это влияет на качество жизни горожан. Примерно тогда же захотел попробовать альтернативный автомобилю вид транспорта. В теории на велосипеде должно было передвигаться удобнее, быстрее, ведь не приходиться стоять в пробках, дешевле, да и в целом приятнее. Так можно увидеть город и мир вокруг. Сначала я попробовал брать велосипеды в прокат. Это хорошая система для того, чтобы понять - подходит тебе этот вид транспорта или нет. Люди знакомятся с альтернативными видами транспорта в прокате, а затем решают, нужно ли им покупать велосипед или самокат. В моем случае старый велосипед в доме уже был, но я на нем почти не ездил. После использования велошеринга стал чаще выезжать на нем, а два года назад купил электросамокат. Для меня этот вид транспорта удобнее, легче на подъемах, ведь я живу в западной части города и от дома до работы приходиться преодолевать большое расстояние», - рассказал Диас Маратулы.

Диас Маратулы, inAlmaty.kz
Диас Маратулы, inAlmaty.kz

Диас отмечает, что он с легкостью нашел нужный под его потребности самокат, так как их сейчас очень много на рынке. В целом затраты на обслуживание велосипеда или самоката во много раз окупают его стоимость при сравнении с ежедневными расходами на автомобиль. В среднем самокат по Алматы, по словам Диаса, можно приобрести в районе 100-150 тысяч тенге.

«После покупки самоката в течение нескольких месяцев моя машина практически не покидала парковку, так как я в основном передвигался на нем. Но вскоре я выяснил, что в условиях Алматы — это не так уж и просто. Первая проблема — это острая нехватка инфраструктуры и ее полное отсутствие в некоторых частях города. Это создает определенные проблемы, в том числе и с безопасностью», - говорит Диас.

Многие жители Алматы проживают в западной части города, в спальных микрорайонах Мамыр, Жетысу, Аксай, Калкаман. Оттуда до центра очень сложно добраться на велосипеде, так как отсутствуют транзитные велодорожки.

Велодорожка, inAlmaty.kz
Велодорожка, inAlmaty.kz

«Внутри центра города у нас есть велодорожки, пусть и отрывками, но, когда едешь по необорудованным их участкам, приходиться выезжать на автомобильные магистрали, а при скорости в 60 км/ч (учитывая не штрафуемый порог, иногда это все 70 км/ч), когда автомобили проносятся рядом с тобой, резко останавливаются или выезжают из-за поворота, это становиться опасным. Кроме того, не везде идеально с освещением и дорожным покрытием, что создает дополнительные опасности», - отмечает активист.

Передвижение по автобусной полосе
Передвижение по автобусной полосе

По словам Диаса, в городах, где значительная часть населения предпочитает велосипедный транспорт, сравнивая его с автомобилями, они ориентируется на три фактора — скорость, цена и комфорт. На автомобиле передвигаться априори комфортнее, так как ты сидишь в кресле, у тебя есть климат-контроль, музыка и так далее. Поэтому одним из решающих факторов при выборе велосипеда становиться скорость поездки из точки A в точку B.

«Люди не хотят стоять в пробках и выбирают микромобильный транспорт. У нас на большей части города приходиться двигаться в общем автомобильном потоке или сворачивать на тротуар, где также нужно сильно снижать скорость, чтобы не создавать дискомфорта и опасности для пешеходов. При этом, есть определенные улицы, на которых проехать на автомобиле можно намного быстрее, чем на велосипеде. К примеру, на больших транзитных улицах, таких как Аль-Фараби и Саина, нам приходиться поднимать свой транспорт по надземным переходам, а автомобилисту достаточно сделать правильный поворот. На своем опыте скажу, что при отсутствии пробок от дома в районе Калкаман до центра города на машине я доезжаю за полчаса, а на самокате при удачном стечении обстоятельств за 40-50 минут. Если бы скоростной режим у нас в городе был ниже, то скорости передвижения могли бы быть сопоставимы», - добавляет Диас.

При этом урбанист не склонен винить в трудностях передвижения на велосипеде или самокате автомобилистов, так как из-за отсутствия инфраструктуры пользователи альтернативного транспорта вынуждены заезжать на их территорию или вторгаться в пространство пешеходов.

Передвижение по пешеходному переходу, inAlmaty.kz
Передвижение по пешеходному переходу, inAlmaty.kz

На оборудованных велодорожками улицах, по словам Диаса, пешеходы также по-разному реагируют на людей на велосипедах или байках. Все зависит от качества исполнения или планировки самой дорожки.

«Например, у нас есть улицы Гоголя, Достык или Момышулы, где велодорожки — это по сути фейк. Там просто красный узкий тротуар разделяют на две части и на бумаге это фиксируется как велодорожка, но они так не работают, и пешеходы не принимают таких обозначений. Если взять велодорожку, которая проходит по Абая между Байтурсынова и Достык, то она довольно хорошая. Раньше была проблема в том, что люди не понимали, что это пространство для велосипедов, заходили на нее, но сейчас с увеличением количество велосипедистов ситуация поменялась. Люди видят, что ходить по ней просто опасно и заходят меньше. В целом, для того, чтобы конфликтных точек не возникало, нужно закладывать такие вещи на этапе проектирования. К примеру, есть неплохие велодорожки на Жибек Жолы, также удобно передвигаться по велополосам на Шевченко, Кунаева и Байтурсынова», - рассказывает Диас.

Диас Маратулы, inAlmaty.kz
Диас Маратулы, inAlmaty.kz

Еще одним серьезным препятствием при использовании велосипедов и самокатов в городе является отсутствие специальных парковок, причем не только у коммерческих объектов, но и во дворах. Людям, проживающим в многоквартирных домах, при отсутствии большой площади сложно хранить дома велосипед и поднимать его на верхний этаж.

«Если бы в каждом дворе были защищенные крытые велопарковки, это бы значительно способствовало увеличению количества велопользователей. С самокатами все проще, так как они складные и их можно заносить в любые помещения. У меня с этим проблем нет, но с велосипедом сложнее. Условно, если начинается дождь, то самокат можно сложить и уехать, а на велосипеде нужно ехать до дома. Если бы можно было оставлять его на каких-то охраняемых парковках в городе, это было бы значительно удобнее. Намного лучше ситуация с торговыми и развлекательными объектами. Во многих ТРЦ, к примеру, уже делают парковки для самокатов, где можно их подзарядить. В офисы и бизнес-центры как правило разрешают заносить велосипед или самокат с собой. В большей степени администрация и охрана реагируют нормально», - рассказал Диас Маратулы.

Диас Маратулы, inAlmaty.kz
Диас Маратулы, inAlmaty.kz

Специалист по коммуникациям Urban Forum отмечает, что еще одним фактором, почему люди не спешат переходить на альтернативный транспорт в Алматы, является относительная дешевизна передвижения на машине. Единственными затратами является бензин и парковка, при том, что платными парковками автомобилисты пользуются не так уж часто, так как всегда можно найти альтернативу. При этом в европейских странах, где активнее всего развивается альтернативный транспорт, использовать автомобиль для ежедневного продвижения по городу намного дороже, так как намного выше цены на парковку, существуют тарифы при использовании определенных улиц, высокие налоги на транспорт.

Диас Маратулы, inAlmaty.kz
Диас Маратулы, inAlmaty.kz

При этом у велосипедов в нашем климате есть определенные преимущества. По словам Диаса, при нашей относительно теплой зиме использовать велосипед можно практически круглый год. Даже зимой при езде на велосипеде не успеваешь замерзнуть, так как разогреваешься за счет физических усилий.

«Главное преимущество использования самоката или велосипеда для меня - это другой масштаб взгляда на город. Ты замечаешь те вещи, которые в машине обычно проносятся мимо тебя на скорости. Какие-то мелкие детали, интересные магазинчики, кофейни, рестораны. Определенно на самокате ездить приятнее. При этом главным фактором при выборе автомобиля для основных передвижений для меня стала скорость. Если я спешу по работе и нужно сделать много дел и посетить много мест, то альтернативы автомобилю в наших условиях нет. Когда я располагаю временем и хочу провести его приятнее, то предпочитаю самокат или велосипед. К сожалению, это бывает не часто, не чаще одного дня в неделю. К этому стимулируют транспортные условия города. При правильном подходе все должно быть наоборот», - резюмирует свой опыт Диас.

Передвижение по велодорожке, inAlmaty.kz
Передвижение по велодорожке, inAlmaty.kz
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Ответственный за раздел
Жанар Комбаева
инАлматы - сайт о жизни города, мы об алматинцах и для алматинцев!

Новости, события, происшествия - все то, что откликается в сердцах горожан, ваши волнения и тревоги, проблемы с которыми вы остались один на один и суета большого города, герои сегодняшнего дня и интересные судьбы людей живущих рядом. Мы о Вас и для Вас!

Журналисты сайта InAlmaty.kz всегда на связи - мы расскажем и вашу историю - пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях. Вместе мы сделаем наш город лучше!
Телефон: +7 700 978 78 35