• Главная
  • Что загрязняет воздух Алматы - мнение ученых
18:30, 1 ноября 2019 г.

Что загрязняет воздух Алматы - мнение ученых

@cloudfront.net

@cloudfront.net

Ученые и исследователи рассказали, какие причины могут играть ключевую роль при загрязнении атмосферы над Алматы вредными веществами, передает inAlmaty.kz.

На совещании с участием Президента аким Алматы Бакытжан Сагинтаев сообщил, что за прошедший год общий выброс в окружающую среду составил 123 тысячи тонн. По данным акимата, доля ТЭЦ-2 из общего количества выбросов составляет 27 процентов. Исследователи окружающей среды и ученые до сих пор не сходятся во мнении - какие факторы сильнее всего влияют на атмосферу города: ТЭЦ, работающая на угле; большое количество машин или выбросы от предприятий и частных домов.

Кандидат биологических наук и эколог Найля Конуркулжаева много лет изучает методы экологического мониторинга окружающей среды и влияние выбросов на здоровье человека. В ее монографии основными загрязнителями атмосферы в городе указаны: диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, фенольные соединения и бензопирен. Она считает, что эти вещества становятся источником легочных заболевания, таких как астма, бронхит и аллергия. Количество этих заболеваний в Алматы выше, чем в других городах Казахстана. По данным эколога, в городе около 35–40 тысяч человек с болезнями органов дыхания на 100 тысяч населения. Это почти в два раза выше, чем в Караганде.

«Индекс загрязнения воздуха в Алматы составляет 9, хотя фиксируют и более высокие показатели. Даже индекс 7 считается очень высоким и опасным для здоровья. Исследования показали, что основным источником выбросов являются выхлопные газы от работающих автомобилей старого выпуска. Потребляемый у нас бензин имеет не такое высокое октановое число и не соответствует евро стандартам. На выхлопных трубах машин нет фильтров. Особенно сильно выхлопы влияют на высокое содержание оксида серы. Пробки только ухудшают ситуацию. За последние годы было куплено много автобусов, но обновление автопарка все равно происходит медленно», - рассказала Найля Конуркулжаева.

По данным монографии Конуркулжаевой, 80% выбросов приходится на автотранспорт, 13% на ТЭЦ, 5% на источники частного сектора и 2% на промышленные предприятия. По мнению эксперта, сжигание мазута и угля на ТЭЦ образует больше таких загрязнителей, как оксиды серы, фенольные соединения, чем бензин, газ и другие виды топлива. Проблема перевода системы отопления на газ еще не решена. Предприятия обрабатывающей промышленности и небольшие котельные также негативно влияют на состояние атмосферы.

«Надо сказать, что главной причиной такого высокого уровня загрязнения воздуха в Алматы являются не только вышеперечисленные факторы. В других городах они тоже есть, но для Алматы характерно уникальное географическое расположение в котловане из-за чего отсутствует продуваемость ветрами. Смог скапливается в городе. Застройка центральный высокими зданиями предгорий нарушила «розу ветров» и город окончательно перестал продуваться. Строители еще с верненских времен старались учитывать потоки ветра, но сейчас это никто не контролирует», - добавила эколог.

Директор Центра физико-химических методов исследования и анализа Булат Кенесов сообщил, что по официальным данным, собранным в отечете компании ТОО «ЭКОСЕРВИС-С», сделанным в 2017-ом году, в суммарных выбросах взвешенных частиц, диоксидов серы и азота доля транспорта составляет 17%, доля стационарных источников (без учета частных домов) — 75%, доля частных домов — 8%. При этом доля ТЭЦ-2 среди стационарных источников — 81%, то есть доля теплоэлектроцентрали в выбросах диоксидов серы, азота и частиц — около 61%. Эксперт считает, что официальная оценка, согласно которой более 70% всех выбросов приходится на автотранспорт, не отражает реальную ситуацию, так как токсичность оксида углерода на два порядка ниже токсичности взвешенных частиц, диоксидов серы и азота. Доля оксида углерода в общем размере риска не превышает 3%. Опасный смог над городом формируют именно диоксиды серы и азота, а также взвешенные частицы, особенно, мелкодисперсные.

«С научной точки зрения не совсем корректно оценивать вклад каждого источника загрязнения по суммарным выбросам. Например, часть выбросов от ТЭЦ может распространяться в сторону, противоположную от города. Значительное влияние на уровень загрязнения городского воздуха также могут оказывать источники, расположенные в пригородах. По данным отчета ТОО «ЭКОСЕРВИС-С», большая часть частных домов в пригородах не газифицирована и использует уголь в качестве топлива для отопления. Оценка выбросов автотранспорта также не особо точна, так как основана только на расчетах, причем часто с применением устаревших методик, а также усредненных данных по пробегам автомобилей разных годов выпуска», - отметил профессор.

По мнению Кенесова, для более точной оценки вклада каждого источника в загрязнение воздуха нужно провести сложные научные исследования, например, химический анализ взвешенных частиц, либо изотопного анализа других загрязнителей в разных районах города. К примеру, в 2015-ом году специалисты Центра установили, что при минусовых температурах концентрация толуола и бензола составляет меньше единицы, что свидетельствует о том, что их основным источником не является автотранспорт.

«В развитых странах экологические исследования, которые являются довольно сложными, как правило, проводят с привлечением наиболее сильных ученых, которые хорошо владеют научной литературой, современными методами исследования, а также имеют значительный опыт в решении нестандартных проблем. Считаю, что активное привлечение наиболее сильных казахстанских ученых к решению экологических и других проблем позволит более объективно оценивать проблемы, их масштабы и причины, а также предсказывать тенденции в будущем и разрабатывать способы их решения», - добавил эксперт.

Напомним, что ранее «Национальный центр экспертизы» также провел исследование воздуха Алматы. Оно показало, что ПДК диоксида азота превышало норму в 2,2 раза, диоксида серы в 1,2 и оксида углерода в 1,4 раза. Специалисты НЦЭ отметили, что основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в городе являются выбросы загрязняющих веществ автомобильным транспортом и устаревшие технологии многих производств.

Ранее эксперты также рассказали о последствиях перевода ТЭЦ-2 в Алматы на газ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Загрязнение воздуха #атмосфера Алматы #ТЭЦ-2 #исследование #загрезняющие вещества

Комментарии

live comments feed...