• Главная
  • Как добиться выплат в суде вопреки бюрократии: опыт юриста Асель Салиховой
15:10, 14 мая

Как добиться выплат в суде вопреки бюрократии: опыт юриста Асель Салиховой

Эксперт в области международного права, которая решает сложные судебные споры и выигрывает многомиллионные иски, рассказала почему суды Казахстана не признают “молчаливые соглашения” – и как это преодолеть

Судебная система РК часто не признает “молчаливые соглашения” между сторонами, даже когда они очевидны. Согласно Гражданскому кодексу, молчание не считается согласием, если иное не предусмотрено законодательством или деловыми обычаями. Это, вкупе с общей тенденцией судов требовать доказательства договоренностей, создает сложную среду для защиты прав. Особенно остро проблема встает в бизнес-спорах, где устные договоренности или поведение сторон не имеют юридической силы, говорит юрист Асель Салихова – директор компании Anteris Partners проанализировала десятки таких дел и разработала методы защиты бизнеса в условиях, когда формальности преобладают над здравым смыслом. Она успешно завоевывает беспрецедентных выплат в бизнес-спорах, так и в частных делах – компенсацию получили родственники погибшей Салтанат Нукеновой.

Громкие дела и трудные победы

Формализм в судах при оценке соглашений между сторонами – серьезная проблема. Нормы Гражданского кодекса РК четко устанавливают, что простое бездействие стороны не является выражением согласия в юридическом смысле. Например, если компания продолжает принимать товар по новой цене, без подписанных договоров для суда это не считается согласием на новые условия работы, объясняет юрист и добавляет, что даже в таких условиях можно найти способы защитить интересы клиентов.

Профессиональная репутация Асель Салиховой во многом сформирована резонансными судебными процессами. Среди наиболее значимых – дело о компенсации морального вреда родственникам Салтанат Нукеновой, убитой экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. 

«В этом деле мы обеспечили присуждения компенсации в размере 10 миллионов тенге, хотя многие считали это невозможным, – рассказывает Асель. – Сейчас готовим ходатайство в Верховный суд об увеличении суммы».

Не менее впечатляющей победой стало дело консалтинговой компании, специализирующаяся на IT-решениях, “СМС-Консалт” против одного из крупных казахстанских провайдеров телекоммуникационных услуг “Нурсат+”, где команда Асель выиграла иск на сумму 95 миллионов тенге. Также удалось успешно представить интересы клиента в споре с национальным оператором связи Казахстана “Казахтелеком” о подписании актов приема-передачи, выиграв дело в двух инстанциях.

Однако даже фактически проигранные дела, как показывает практика Салиховой, могут оказать положительное влияние на юридическую практику. Так, в деле против компании “Мобайл-Телеком Сервис” (Теле2) о признании пандемии форс-мажорным обстоятельством суд отказал в удовлетворении иска на 887 миллионов тенге из-за специального условия в договоре, но история получила важное для Республики продолжение.

«После этого процесса многие компании пересмотрели свои договоры, включив в них более детальные формулировки о форс-мажоре, – рассказывает юрист. — Даже проигранные дела дают ценный опыт».

Научный подход к решению юридических проблем

Для эффективной защиты интересов клиентов в сложных условиях казахстанской правовой системы необходим особый подход. Именно такой демонстрирует Асель, чьё образование в Университете Аризоны и опыт работы в международных корпорациях, таких как BASF Central Asia (подразделение немецкого химического концерна в Центральной Азии) и Kcell (крупнейший оператор сотовой связи Казахстана), позволяют ей сочетать западные стандарты с пониманием казахстанской специфики. 

«Опыт работы в международных корпорациях научил меня находить баланс между юридической теорией и реальными потребностями бизнеса», – поясняет директор Anteris Partners.

Применяя этот подход она провела глубокое исследование одной из самых сложных проблем казахстанской судебной практики – игнорирование судами конклюдентных действий, то есть ситуаций, когда стороны выражают согласие поступками, а не подписями в документах. Не смотря на то, что законодательство допускает такую форму волеизъявления, суды часто требуют предъявить доказательства, что приводит к нарушению прав даже при очевидных намерениях сторон.

«Проблема в том, что законодательство теоретически признает такие действия как способ выражения воли, но суды часто игнорируют эту возможность, – объясняет Асель. – Они предпочитают формальные доказательства, даже когда из действий сторон очевидно их намерение».

Например, в одном из изученных дел арендатор утверждал, что арендодатель согласился расторгнуть договор, выставив счет на меньшую сумму. Хотя статья 396.3 Гражданского кодекса Казахстана прямо предусматривает возможность выражения согласия действиями, суд проигнорировал этот аргумент. На основе анализа десятков дел Асель разработала систему рекомендаций, которая уже помогла десяткам компаний избежать убытков из-за неформальных договоренностей. Сформированная Салиховой методология дает бизнесу реальные инструменты защиты в ситуациях, когда формальности подменяют суть дела,  значит – создает предпосылки для более гибкого и справедливого применения норм и законов в масштабах всей системы.

От практики к системе

Опыт, накопленный в судебных спорах и аналитической работе, Асель стремится преобразовать в методологию, которой делится с другими юристами, опытными и начинающими. В частности, ведет авторские курсы в университете. В основе ее лекций реальные случаи, которые раскрывают слабые места в законах и помогают найти эффективные решения в условиях казахстанской судебной практики. Особое внимание в лекциях юрист уделяет именно проблеме “молчаливых соглашений” и конклюдентных действий, обучая будущих юристов тому, как правильно документировать бизнес-процессы для защиты интересов клиентов в суде.

«Я вижу, что у многих студентов есть желание менять систему, поэтому стараюсь показать студентам существующий разрыв между теорией и практикой, а главное – как его преодолеть и применять нормы так, чтобы они действительно работали», – говорит Асель Салихова.

Юрист убеждена, что для улучшения правовой системы Казахстана необходимо не только совершенствовать законодательство, но и менять подходы к его интерпретации судами.

«Я верю, что право должно служить людям, а не наоборот, – подчеркивает юрист. – Когда существующие подходы не отвечают потребностям общества, нам нужно работать над их изменением».

Она намерена продолжать аналитические исследования судебной практики для совершенствования правовой системы Республики. Системный подход Салиховой позволяет защищать интересы клиентов вопреки правовому формализму. Распространение же этого опыта формирует в стране новое поколение юристов, готовых не только применять законы, но и критически осмыслять правовую реальность, а также – новую правовую культуру, где здравый смысл и деловая этика имеют не меньшее значение, чем формальные процедуры.

Автор: Любовь Бережнова 14.05.2025

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Асель Салихова #суд #выплаты #советы
Объявления
live comments feed...